Поставить машину на ровную плоскость, остудить мотор до 20 °C, открыть капот и посмотреть на показания шкалы, которая расположена на передней поверхности расширительного бачка. Вот как правильно проверить уровень антифриза. Если с объемом все в порядке, верхняя кромка жидкости должна находиться между максимальной и минимальной отметками. При измерении на горячую, показания сместятся выше, к риске Max. Нельзя допускать недолива и перелива охлаждающей жидкости. Лучше не смешивать антифризы разных производителей.
Почему важна регулярная проверка
Регулярная проверка количества антифриза в расширительном бачке нужна для правильной работы двигателя автомобиля. Постоянный контроль за уровнем теплоносителя помогает вовремя обнаружить неполадки системы охлаждения, предотвратить поломки и выход из строя узлов силового агрегата.
Антифриз не замерзает зимой. Если в системе мало тосола, существует повышенный риск образования льда при отрицательных температурах. А это чревато поломками — трещинами головки блока цилиндров (ГБЦ), радиатора, повреждением водяного насоса и основных магистралей. Такое бывает, если добавить в бачок воду. Сам тосол кристаллизуется без образования монолитной структуры.
Жидкость препятствует перегреву двигателя летом. У нее высокая температура кипения (105 °C), которая не позволяет испаряться. Это особенно актуально в жарком климате или при езде в пробках. Крышка бачка с клапаном поднимает температуру кипения до 115 °C за счет повышения давления до 2 атмосфер.
Уровень тосола
Антифризы содержат в своем составе ингибиторы коррозии, которые образуют защитную пленку на поверхности деталей системы охлаждения. Это предохраняет узлы от разрушительного воздействия ржавчины, отложения накипи, шлама. Радиаторы забиваются реже.
При недостаточном количестве антифриза в системе охлаждения резко снижается эффективность работы мотора. Возрастает вероятность перегрева двигателя, его заклинивания, появления трещин в головке блока цилиндров. Это чревато срочной поездкой в автосервис на эвакуаторе. Поэтому важно регулярно проверять уровень антифриза в расширительном бачке автомобиля, своевременно доливать его по мере необходимости. От этого зависит работоспособность, ресурс двигателя.
Правила контроля уровня
Надо регулярно смотреть за состоянием бачка. Тосол должен находиться между отметками Min и Max. Но при нагреве жидкости расширяются, а при остывании теряют объем. Поэтому есть правила для прогретого и остывшего силового агрегата. Уровень автомобильного антифриза на холодную и на горячую может слегка отличаться.
На холодную
Чтобы правильно определить текущий уровень жидкости в системе охлаждения, нужно проводить проверку на полностью остывшем двигателе. Только в этом случае водитель получит объективные, точные данные о количестве жидкости. Порядок проверки уровня антифриза на холодном двигателе не слишком сложный.
Первым делом надо установить машину на ровной горизонтальной площадке. Автомобиль должен находиться в строго горизонтальном положении, от этого будет зависеть точность замера уровня тосола. Лучше остудить мотор после последней поездки. На это уйдет от 2 до 3 часов. Если открывать капот сразу после выхода из салона машины, показания будут неточными.
Проверка тосола на холодную
Найти расширительный бачок легко. Он расположен в моторном отсеке со стороны водителя, чуть выше уровня ГБЦ. Цвет — синий, белый или зеленый. Все зависит от того, какой оттенок у залитой жидкости. На передней стенке бачка нанесены горизонтальные отметки. Надо убедиться в том, что верхняя граница тосола находится посередине, между Max и Min.
Если уровень меньше минимального, нужно долить антифриз в систему. Для этого достаточно аккуратно открутить крышку, направить канистру с жидкостью точно в горловину. Главное — не перелить. Торопиться не имеет смысла. Чем тоньше струя, тем проще контролировать ее. После долива крышку надо плотно закрутить. Иначе наружу начнут прорываться пары, закипит радиатор.
Порой тосол быстро уходит в систему, если в магистралях был недостаток. Поэтому лучше еще раз проконтролировать уровень через 10-15 минут после «пополнения» бачка.
На горячую
Проверка уровня антифриза на прогретом, горячем двигателе тоже допустима. Но здесь есть ряд особенностей, мер предосторожности. Перед замерами нужно дать силовому агрегату прогреться до рабочей температуры. На это хватит 10 минут с закрытым капотом. За это время тосол расширится до максимального уровня.
Крышку надо открывать осторожно. На горячем моторе в системе охлаждения создается высокое давление. Поэтому при отвинчивании крышки наружу может вырваться горячий пар. Нужно медленно приоткрывать крышку, чтобы «аэрозоль» постепенно выветрился. Если действовать быстро, есть риск выброса горячего антифриза.
Проверка тосола на горячую
Когда все лишнее ушло в атмосферу, можно приступать к оценке уровня антифриза. Для этого достаточно посмотреть на градуированную шкалу. В норме верхняя кромка тосола должна находиться выше отметки Min, ближе к Max. Это типичный показатель на горячую. Если уровень ниже «минималки», надо налить в горловину охлаждающую жидкость. Когда в бачке больше тосола, чем надо, лучше подождать пару часов, затем с помощью шприца или груши выбрать лишнее.
После завершения всех манипуляций остается плотно закрутить крышку. Потом надо заново прогреть двигатель в течение 5-10 минут, проверить уровень антифриза. Он может уйти в радиаторы, верхняя кромка жидкости окажется ниже минимальной отметки.
Причины утечки
Существует несколько типичных причин, из-за которых может понижаться уровень антифриза в системе охлаждения машины. Первая — это течь из радиатора или шлангов. Признаки — подтеки охлаждающей жидкости розового или зеленого цвета под днищем автомобиля. Чаще протекает сам радиатор из-за коррозии или случается разрыв шланга от растрескивания резины.
Следы утечки
Возможен пробой прокладки головки блока цилиндров, через зазор тосол просачивается в масло или выхлопную систему. Признак — появление белой пены в расширительном бачке и выхлопных газов в составе охлаждающей жидкости. Пузырьки видны невооруженным глазом.
Еще причиной утечки может служить трещина или вмятина в корпусе самого расширительного бачка, возникшая из-за механического повреждения. Емкости для жидкости обычно делают из вязкого пластика, проделать в них отверстие довольно сложно. Хотя повреждение может появится в момент проведения сварочных работ. Тосол выходит наружу, если не до конца закручена пробка или в ней неисправен клапан. Мелкодисперсный пар оставляет следы на внутренней поверхности капота, а под машиной образуется небольшая лужа.
Для предотвращения серьезных поломок силового агрегата нужно вовремя обнаружить, устранить течь. Надо регулярно проверять уровень антифриза самостоятельно и не запускать мотор при его критическом снижении.
Последствия перелива
Превышение уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобиля приводит к негативным последствиям, нарушениям в работе двигателя. В результате переполнения расширительного бачка, часть тосола при разогреве двигателя и его расширении может вылиться наружу через сапун. Это приведет к появлению луж, подтеков ярко-зеленого или розового цвета под мотором, к попаданию антифриза на горячие элементы системы выпуска.
Избыток «охлаждайки» нарушает нормальный теплообмен в радиаторе, поскольку часть поверхности сот окажется залита жидкостью из-за протечек. Это ухудшает отвод избыточного тепла от двигателя при длительных нагрузках, особенно в жаркую погоду. Результат — перегрев, заклинивание поршней.
Перелив охлаждающей жидкости
Чрезмерно высокий уровень тосола повышает вероятность его просачивания в систему смазки силового агрегата через «прорехи» в сальниках. Это приводит к вспениванию, разжижению моторного масла, резкому снижению его смазывающей способности, ускоренному износу трущихся деталей. Со временем появятся задиры на цилиндрах.
Переполнение расширительного бачка может вызвать превышение допустимого давления в контуре охлаждения при разогреве мотора. Это чревато разрывом шлангов, выходом из строя помпы, приводит к протечкам в прокладке головки блока и радиатора. После прорыва в систему засасывает воздух. Образуются пробки, которые сложно убрать.
Уровень антифриза должен строго соответствовать указаниям автопроизводителя. Недопустимо существенное завышение объема жидкости, поскольку это чревато появлением проблем. При обнаружении явного избытка тосола надо аккуратно слить его часть.
Что будет при недоливе антифриза
Уровень антифриза в системе охлаждения ниже нормы не менее опасен для двигателя, чем его избыток. Недостаточное количество охлаждающей жидкости резко снижает эффективность ее работы как средства против накипи, коррозии. Это ускоряет образование ржавчины, отложение шлама, накипи на деталях системы охлаждения.
Двигатель автомобиля при малом объеме антифриза гораздо быстрее перегревается, особенно при значительных нагрузках. Это связано с ухудшением отвода избыточного тепла из-за недостаточного количества охлаждающей жидкости в системе. Зимой резко возрастает риск частичного замерзания остатков тосола в холодных зонах системы охлаждения. При расширении тосола могут появится трещины в блоке или головке силового агрегата.
Недолив тосола
Слишком низкий уровень антифриза усиливает кавитацию — образование паровых пробок в потоке жидкости. Это снижает производительность помпы, приводит к ее ускоренному износу, поломкам. Если водяной насос дает течь, весь тосол моментально выливается наружу. Мотор перегревается, прогорает прокладка ГБЦ.
Надо поддерживать уровень антифриза в указанных автопроизводителем пределах, своевременно доливать жидкость. Это позволит избежать проблем, связанных с недостатком теплоносителя.
Как доливать жидкость
Чтобы корректно и безопасно долить антифриз в систему охлаждения, нужно придерживаться правил:
- Использовать жидкость только той марки и цвета, который изначально был залит в машину согласно рекомендациям автопроизводителя.
- Доливать тосол только на полностью остывшем двигателе. В противном случае показания по уровню будут некорректными.
- Ждать снижения избыточного давления в системе. Затем аккуратно приоткрывать крышку для плавного стравливания пара.
- Доливать антифриз в бачок небольшими порциями, контролируя уровень по меткам или датчику. Нельзя заливать сразу весь объем.
- Запускать двигатель примерно на 5 минут для вытеснения воздуха из системы охлаждения. Это предотвратит образование воздушных пробок.
- Снова проверять уровень антифриза после прогрева силового агрегата, при необходимости доливать остаток жидкости.
Соблюдение этих правил гарантирует корректный, безопасный процесс долива тосола в автомобиль. Это обеспечит надежную работу системы охлаждения двигателя.
Можно ли смешивать антифризы в расширительном бачке
В теории антифризы на одной основе (этиленгликоль, пропиленгликоль, силикат, карбоксилат) от разных производителей можно смешивать между собой, но лучше использовать жидкость от одного бренда с идентичной маркировкой. Это исключит риск выпадения тосола в осадок. Если нет возможности заехать в магазин и взять жидкость, аналогичную залитой в бачке, лучше приобрести канистру одного цвета и с похожим содержанием присадок.
Смешивание охлаждающей жидкости
Надо делать микс в пропорции один к одному (1:1). Если переборщить с новым антифризом, то свойства смеси будут далекими от идеала. Не должно быть существенного перевеса. Чем меньше покупного тосола попадет в систему охлаждения, тем лучше. Перед добавкой в бачок можно провести эксперимент — смешать старую и новую жидкость в металлической емкости, нагреть до 70-90 °C. Если выпал осадок или появились сгустки, лучше не заниматься самодеятельностью.
Для полной уверенности в безопасности смеси можно проверить плотность антифриза с помощью ареометра. Нужно остудить движок до 20 °C, опустить прибор в расширительный бачок и набрать жидкость в колбу. Нормальный показатель — 1,10 г/см³. При такой плотности смесь замерзает только на морозе от -40 °C.
Соблюдение этих правил позволит корректно смешать антифризы разных производителей без ущерба для системы охлаждения. При первой возможности нужно заменить тосол на привычный, изготовленный одним производителем.