Что такое мочевина

Мочевина в дизельных двигателях — бесцветное вещество, напоминающее воду. Ее химическое название — карбамид. В чистом виде мочевина остается твердым кристаллическим веществом, а в водном растворе превращается в жидкость. Для автомобилей с дизельными двигателями и системой SCR (Selective Catalytic Reduction) применяют водный раствор мочевины с содержанием 32,5 % основного вещества. Продукт получил название AdBlue. Это высокоочищенный раствор. Его производят по патентованной технологии в соответствии со стандартом ISO 22241.

AdBlue — рабочая жидкость системы SCR, предназначенной для снижения вредных выбросов отработавших газов дизельных двигателей. Благодаря мочевине удается превратить опасные оксиды азота в безобидные азот и воду, значительно уменьшая загрязнение окружающей среды. Раствор выполняет экологически важную функцию, позволяя дизельным моторам соответствовать современным нормам токсичности отработавших газов.

Назначение мочевины

Мочевина нужна для работы системы SCR, которую ставят на современные автомобили с дизельными двигателями. Эта система предназначена для снижения токсичности отработавших газов, приведения выбросов вредных веществ к нормам экологических стандартов Евро-4, Евро-5 и Евро-6.

Для чего нужна мочевина для дизеляДля чего нужна мочевина для дизеля

Работа жидкости AdBlue

В цилиндрах дизельного мотора при сгорании топлива образуется оксид азота — ядовитое и опасное для экологии вещество. Чтобы нейтрализовать его и снизить вред от выхлопа, нужна мочевина. Она впрыскивается в выхлопную систему, где под действием высокой температуры разлагается с образованием аммиака. Аммиак вступает в реакцию с оксидом азота, в результате которой образуются азот и вода — безвредные вещества, выходящие через глушитель.

Благодаря химическим свойствам мочевины, удается сильно снизить содержание ядовитых веществ в отработавших газах, сделать выхлоп экологичнее. Это позволяет дизельным двигателям соответствовать последним мировым стандартам по выбросам и эксплуатироваться в условиях все более жестких экологических норм.

Принцип действия

Мочевина работает следующим образом: из бака насосом под давлением подается в систему впрыска, где через форсунку равномерно распыляется в поток отработавших газов. Распыленная мочевина попадает в нейтрализатор (катализатор), нагретый до рабочей температуры 200-550 градусов Цельсия.

При такой температуре молекулы мочевины разлагаются с образованием аммиака и изоцианата. Аммиак вступает в реакцию с оксидом азота, содержащимся в выхлопных газах дизеля. В результате этой реакции образуются безопасные атмосферный азот и водяной пар, выходящие через глушитель.

Часть аммиака продолжает взаимодействовать с оставшимся оксидом азота на каталитическом нейтрализаторе. Это позволяет снизить количество ядовитых веществ в отработавших газах, предотвратить загрязнение атмосферы токсинами.

Так происходит химическая нейтрализация вредных компонентов выхлопа с помощью мочевины. Соблюдение условий температуры и концентрации реагента обеспечивает эффективность работы системы SCR по очистке отработавших газов дизельного мотора.

Почему мочевину называют AdBlue

Мочевину для дизельных двигателей принято называть AdBlue — это брендовое название, под которым выпускают раствор в Европе. Переводится как «Добавь синего», поскольку цвет крышки бачка — синий. Название AdBlue и права на торговую марку принадлежат немецкой Ассоциации автопрома VDA. Чтобы производить и продавать раствор под таким брендом, нужна лицензия, сертификация. Это гарантирует соответствие жидкости стандартам ISO и DIN по составу, свойствам.

Канистра с мочевиной для дизеляКанистра с мочевиной для дизеля

Канистра с реагентом AdBlue

Использование названия AdBlue позволяет сразу идентифицировать предназначение реагента для системы SCR дизелей. Это исключает риск перепутать его с технической мочевиной, непригодной для автомобилей. Узнаваемый бренд AdBlue — своеобразный знак качества, гарантирующий, что покупатель приобретает нужный дизелю раствор, отвечающий всем требованиям.

Состав реагента для дизеля

Мочевина, которую используют в качестве реагента AdBlue для системы SCR дизельного двигателя представляет собой раствор карбамида в деминерализованной воде. Она производится в соответствии с мировым стандартом. Этот раствор содержит:

  1. Мочевина — 32,5 %. Низкомолекулярное органическое вещество. Продукт химического синтеза из аммиака и диоксида углерода.
  2. Вода деминерализованная — 67,5 %. Она получается после очистки обычной воды от солей, примесей. Это обеспечивает стабильность свойств раствора.

Простой состав на основе мочевины и очищенной воды становится важным компонентом системы очистки отработавших газов дизельного движка. Соотношение «ингредиентов» рассчитано таким образом, чтобы обеспечить эффективность работы мочевины в системе SCR по нейтрализации ядовитых веществ.

Свойства раствора

Мочевина обладает рядом свойств:

  1. Срок хранения — от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от температурных условий. При повышении температуры свыше +35 °С ресурс работы сокращается.
  2. Температурный режим — оптимальный диапазон для хранения, использования +5…+25 °С. При -11,5 °С раствор кристаллизуется, но после размораживания восстанавливает свойства.
  3. Чувствительность к загрязнениям — мочевина очень требовательна к чистоте и не переносит попадания даже минимальных примесей, что приводит к выходу из строя системы SCR.
  4. Реагент нельзя использовать в контакте с медью, алюминием, никелированными сплавами, так как происходит нежелательная химическая реакция.

Строгое соблюдение условий хранения, транспортировки и заправки — ключевое требование при использовании мочевины. От этого зависит работоспособность системы SCR машины. В баке стоит подогреватель, который не дает реагенту замерзнуть.

Расход мочевины

В процессе работы двигателя автомобиля запасы мочевины в баке расходуются. Норма зависит от нескольких факторов:

  • объема, типа двигателя — чем он больше и мощнее по характеристикам, тем интенсивней потребляется AdBlue;
  • стиля вождения — агрессивная манера, частые разгоны и торможения увеличивают расход, при спокойном вождении расходуется минимум.

В среднем потребление AdBlue составляет примерно 4-6 % от расхода основного топлива. Для легкового автомобиля это 0,5 л на 10 л солярки. Для грузовой и коммерческой техники нормы выше. Тягач может использовать до 2 л мочевины на 10 л дизельного топлива. Система контролирует уровень раствора, своевременно оповещая о необходимости заправки.

Куда заливают реагент

Мочевину в виде раствора AdBlue заливают в отдельный бак автомобиля, предназначенный для этой жидкости. Он встроен в общий контур системы SCR, очищающей выхлопные газы дизельного двигателя от токсичных веществ. У бака для мочевины синяя крышка. Он располагается рядом с топливным баком. Объем может быть от 10 до 40 литров в зависимости от размера автомобиля. У грузовиков и автобусов баки для AdBlue еще больше — до 90 литров.

Куда заливается мочевина на дизелеКуда заливается мочевина на дизеле

Канистра с реагентом Заливная горловина для AdBlue

Заливная горловина специально сделана узкой, чтобы в бак помещался только тонкий раздаточный пистолет. Это исключает попадание других рабочих жидкостей в систему подачи мочевины. Горловина закрывается синей крышкой, которая тоже не позволяет ошибиться при заправке автомобиля техническими жидкостями.

Конструкция системы SCR максимально защищена от ошибок, которые могут привести к выходу ее из строя. Это гарантирует эффективную работу по очистке выхлопа на протяжении всего срока службы автомобиля.

Заправка жидкости

В РФ не так много машин с баком для AdBlue. Поэтому традиционный вид заправки — вручную с помощью канистры и воронки. В крупных городах на АЗС есть колонки, способные выдавать мочевину. Заправка бака — ответственное дело, так как раствор требователен к чистоте. Все оборудование для заправки AdBlue изготавливают из материалов, допускающих контакт с раствором мочевины. Специальное оборудование для заправки AdBlue включает:

  • резервуары для хранения жидкости, выполненные из нержавеющей стали;
  • насосы и шланги на основе допустимых к мочевине полимеров;
  • контрольно-кассовый модуль с интерфейсом оператора;
  • раздаточный пистолет из химически стойкого пластика.

Процесс заполнения бака полностью автоматизирован и занимает несколько минут. Раздаточный пистолет соединяется с заливной горловиной, оснащенной синим предохранительным кольцом, после оператор дает команду к подаче AdBlue. Заправка останавливается автоматически при заполнении бака.

Можно ли обойтись без AdBlue

Без использования раствора мочевины работа с системой SCR сильно осложняется. Дело в том, что система работает в комплексе с бортовым комплексом диагностики. В случае пренебрежения заправкой AdBlue или некорректного вмешательства в ее работу произойдет следующее:

  • на панели приборов загорится индикатор неисправности SCR или Check Engine, в это время автомобиль сохраняет полную мощность;
  • через несколько циклов зажигания наступают ограничения крутящего момента двигателя: авто теряет динамику разгона;

Если ошибку игнорировать дальше, двигатель перейдет в режим Limp-home с минимально возможной мощностью.

Ошибка системы SCR — недостаток мочевины в дизельном двигателеОшибка системы SCR - недостаток мочевины в дизельном двигателе

Ошибка AdBlue на панели приборов

Следствием некорректного отключения системы AdBlue может стать отказ дилера в гарантийном обслуживании. Для возобновления работы понадобится дорогой ремонт.

Признаки подделки

Поддельный AdBlue трудно визуально отличить от оригинального продукта. Но есть несколько признаков для проверки, чтобы не купить низкокачественный или опасный реагент:

  1. Сертификат. Должен быть предоставлен на каждую партию раствора мочевины от производителя. Это подтверждает соответствие стандартам ISO 22241 по составу и свойствам.
  2. Упаковка, маркировка. На ней должны быть указаны данные изготовителя, номер партии, дата производства, срок годности. Важно наличие логотипов и надписи AdBlue согласно лицензии VDA.
  3. Цена, условия продажи. Слишком дешевый товар должен вызывать подозрения. Раствор мочевины от лицензированного производителя будет стоить больше несертифицированного.

Запах не должен ощущаться, цвет от бесцветного до слегка желтоватого, прозрачный раствор без осадка. При подозрении можно попросить сделать проверку плотности ареометром — для стандартизованного AdBlue она находится в пределах 1,087-1,093 г/см3.

Мочевина под брендом AdBlue — тщательно подготовленный раствор карбамида в деминерализованной воде. Она используется в системах SCR современных дизельных двигателей для снижения токсичности отработавших газов.

Рабочая жидкость AdBlue впрыскивается в выхлопной тракт, где превращается в аммиак и вступает в реакцию с опасными оксидами азота. В итоге образуются безвредные вещества — азот и вода, практически не загрязняющие атмосферу.

Учитывая ответственность системы SCR и требовательность мочевины к условиям хранения и чистоте, важно использовать только качественный сертифицированный продукт AdBlue. Это гарантирует эффективную работу системы по снижению токсичности выхлопа на протяжении всего срока службы автомобиля.

От nastya980

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *